
“Under the Shadow” (В тени) (2016). Шидех училась в мединституте и мечтала стать врачом, но ее судьбу поломала исламская революция 1979 года – активисткам леворадикальных организаций теперь не место в высших учебных заведениях Ирана. Пришлось стать обыкновенной домохозяйкой, но в ее семейном гнездышке тоже не слишком-то все хорошо. Муж не поддерживает Шидех в стремлении женщины получить высшее образование, более того, он – сам дипломированный медик – получает повестку и отправляется на войну, ведь на дворе 1988-й, и власти Ирака в который уже раз пообещали сравнять Тегеран с землей. Шидех остается с дочерью Дорсой и наедине со своим страхами, которые множатся с каждым днем, достаточно одной только бомбы, попавшей в крышу их многоквартирного дома и только чудом не разорвавшейся. То и дело гаснет свет, продолжаются обстрелы с воздуха, немногие оставшиеся жильцы скрываются в подвале. И как будто этого было мало, Дорса начинает вести себя до крайности странно. Сначала пропадает ее любимая кукла, в поисках которой девочка готова перерыть все квартиры соседей, потом она – без году школьница – снова мочится по ночам в постель, а мать слышит жуткие истории про пугающего Дорсу демона. Джинна. Откуда эти фантазии? Известно откуда! Наверняка это Медхи, соседский мальчишка, решил напугать маленькую девочку. Но проблема в том, что он уже несколько лет как немой и даже при всем желании не мог бы рассказывать другим детям страшные истории. День за днем дом пустеет, соседи разъезжаются кто куда, подальше от войны, или наоборот, поближе к ней. А трещина в потолке все растет и растет… И кажется, вместе с неразорвавшимся снарядом сюда пришло кое-что еще.
.
Слышали что-нибудь о персидском хорроре? А если добавить, что в графе «страна происхождения» также числится Катар и Иордания? Что характерно (и довольно-таки предсказуемо), первый по-настоящему иранский фильм ужасов (была еще «Девушка, возвращающаяся одна домой ночью», но она, по многим причинам, не в счет) ничуть не похож на нигерийские поделки или нечто подобное. Скорее, уместны параллели с «Джинном» Тоуба Хупера – тот фильм был снят исключительно в ОАЭ, на местные же деньги и с участием местных же актеров. Тематика схожа: в арабских странах, к которым в какой-то степени можно отнести и Иран, главным мифологическим злом всегда выступали джинны, бестелесные твари, двигающиеся с ветром и завладевающие душами смертных. Они могут молниеносно перемещаться в пространстве, а их излюбленное лакомство, если верить создателям этой ленты – дети. И достаточно отобрать у живого существа что-то ему очень близкое, что-то им очень любимое, привычное, как, например, игрушку, с которой ребенок не расставался много лет, сделано уже полдела. Но в «Тени» есть еще два важных момента. Тема сходящей с ума молодой матери, которая готова потерять любимого мужа, но не ребенка. И война. Бабак Анвари, для которого эта работа стала дебютной, мастерски вписал мистическую составляющую в жуткую реальность Ирана тех времен: восьмилетняя война, жизнь в страхе, бомбежки, смерть и кровь. Только вот что бомба, что трещина от нее в потолке приобретают у него почти метафизический оттенок, удивительным образом балансируя на грани между Кафкой и японским хоррором. То есть, с одной стороны – символизм, с другой – демоны, с третьей – мощный социальный подтекст, с четвертой – камерный урбанистический «жутик» про зло внутри отдельно взятого дома. И чтобы не было скучно, аутентичности – выше крыши, при этом без явных перегибов и перекосов (как антипод, сразу вспоминаются грузинские фильмы советских времен). Получилось именно то, что требовалось: а) качественный хоррор из Ирана, вовсе не являющийся копией «Бабадука», кто бы там что не говорил, б) не похожий на своих американских, испанских, британских и каких еще угодно собратьев. Вот только атмосферы и именно ХОРРОРА здесь все-таки не хватает, из-за чего хороший в целом фильм откровенно блекнет на фоне «Второго имени», «Чистилища» и «Полумрака».
.
6/10