
“The Boy” (Кукла) (2016). Грета Эванс сбегает из Америки, чтобы избавиться от назойливого внимания своего экс-бойфренда Коула, и перебирается в Великобританию, где каким-то чудом – и считая это за счастье! – устраивается няней в семью Хелшир. Она не знает о них ничего, кроме того, что ей придется присматривать за их восьмилетним сыном по имени Брамс. Дом Хелширов стоит в глуши, и он похож на замок из сказок, вопрос только каких – добрых ли? Никаких соседей, никакого интернета, никаких сотовых, а мальчик – вовсе и не мальчик. Вернее, он мог бы им быть… если бы был живым. Но Брамс – всего лишь кукла. Не из тех, что кладут под подушку, а в полный рост. Старики, впрочем, всерьез считают его живым и при этом на психопатов не похожи. То, что этот «парень» - кусок пластика или фарфора, даже не обсуждается. Есть определенные правила, которые Грете придется соблюдать. Ровно в семь утра надо будить «малыша», затем днем читать ему вслух не менее трех часов, ни в коем случае не позволять ему отлучаться из дома (ха, как?), читать на ночь сказку, не закрывать кукле лицо и всегда целовать перед сном. Делать мисс Эванс нечего – вернуться домой она не может, к тому же Хелширы обещают хорошее жалование. Более того, вовремя объявляется Малколм, владелец бакалейной лавки, регулярно доставляющий продукты для Хелширов… и Брамса. Он мил, хорош собой, и между двумя молодыми людьми быстро проскакивает та самая искра. Грета остается, а позже – от Малколма – узнает, что у четы, нанявшей ее, действительно был сын с тем же именем, что и фарфоровый «питомец». Он умер 20 лет назад, в день своего рождения, сгорев заживо. В первую же ночь няня понимает, что странности в этом доме не заканчиваются на ребенке-кукле. Она слышит детский плач. Слышит, как кто-то ходит по коридорам. А потом видит, как Брамс каким-то неведомым образом перемещается, исчезая с одного места и появляясь в другом…
.
«Как бы это не выглядело со стороны, наш сын здесь, он с нами всегда», - говорит Грете отец мальчишки, умершего два десятилетия назад. А его жена, прежде чем уехать в путешествие, которое закончится двойным самоубийством, обнимает няню и просит у нее прощения. Девушка не обращает на это должного внимания, а зря… Уильям Брент Белл, снявший до этого неплохой слэшер «Остаться в живых» про компьютерные игры, в буквальном смысле проникающие в жизнь геймеров, и один из самых ярких оборотняцких хорроров последних лет (“Wer”), не ударил лицом в грязь. При этом хорошенько перетасовав карты, на каждой из которых значился тот или иной жанровый штамп, и столь же хорошенько поиздевавшись над ожиданиями хоррорманов. Здесь, наверное, есть вообще все, что возможно уместить в рамках 90-минутного фильма ужасов. Смотрите: начало – эдакая странная вариация на тему «Поворота винта», потом в дело идет старая добрая история о куклах-убийцах и проклятом доме, да не просто доме, а викторианском особняке, да не просто история о привидениях, а готическая. Ну а под конец… ОК, не буду раскрывать карты, но вы увидите то, чего в фильме вроде этого не должно было быть. Однако оно есть, и лишь добавляет ему лишних баллов. Мультижанровость (без заходов в драму, комедию или артхаус) удалась мистеру Беллу на все сто. Я, как ни старался, не увидел прорех в логике, сюжет выстроен блестяще, включая все его твисты, а их немало. Нет у меня претензий и к актерской игре, разве что один из персонажей, несмотря на всего старания, тут явно лишний (это, конечно, Коул). Работа оператора, звукорежиссера, да и всех остальных – тоже вопросов не вызывает. Но что самое, пожалуй, важное – «Кукла» не выглядит дитем 21-го века. Она могла бы быть снята в том же году, что и «Женщина в черном» Герберта Уайза. Это первейшая параллель – не в плане сюжета, но в плане восприятия и финального эффекта. Вторая – великолепный хоррор «Другие» Алехандро Аменабара и нашумевший в свое время «Ключ от всех дверей». Если все же считать этот фильм «кукловодческим жутиком», то он – не «Аннабель». Она была хороша, спору нет. Однако история о Брамсе – намного лучше. Лент с похожим твистом в финале было много. Но я не припомню ни одной, в которой бы сочеталось так много поджанров – и так удачно!
.
8/10