Nekkro (stalhammar) wrote,
Nekkro
stalhammar

Categories:
  • Music:

“Night of the Eagle / Burn, Witch, Burn” (Ночь орла) (1962)

“Night of the Eagle / Burn, Witch, Burn” (Ночь орла) (1962). Они – словно черное и белое, инь и янь, «Импреза» и «Эволюшн». Любимый учениками и ненавидимый коллегами профессор из медицинского колледжа Хэмпнелл, атеист и фома неверующий до мозга костей, и его жена, мечтающая вновь оказаться на Ямайке в компании колдунов и ведьм всех мастей. Норман и Тэнси Тэйлор. Пока он преподает, она пропадает в их загородном доме, а потом наступает ненавистный для нее вечер пятницы, когда эти двое играют в бридж с другими преподавателями из колледжа, включая Линдсея Карра, жена которого, Флора, работает в том же учебном заведении секретарем. Для Тэйлора вера – ни что иное как «тщетная попытка управлять окружающим миром», он презирает суеверия и суеверных людей. Но каково же было его удивление, когда оказалось, что среди них – его собственная, горячо любимая супруга! Сначала Норман обнаруживает в бельевом шкафу мертвого паука, затем – на воротнике своего пиджака – мешочек, в котором было что-то вроде кладбищенского праха, дальше – больше: сразу несколько миниатюрных урн, в которых хранится все, что осталось от нескольких людей, захороненных на местном кладбище! Профессор приходит в ярость, требуя от Тэнси объяснений. И она рассказывает. О том, как именно путем колдовства ямайский маг вылечил Нормана от жуткой болезни, тогда, несколько лет назад. О том, что именно благодаря ее заклинаниям и многочисленным талисманам он преуспел в своей преподавательской карьере, хотя тот же Линдсей готов его сожрать живьем. Но Тэйлор остается непреклонным: уничтожить эту якобы магическую дрянь, до последнего амулета! Последним в огне камина сгорает их с Тэнси медальон, включая его собственную фотографию. А потом начинается кошмар.
.
Проходит беспокойная бессонная ночь, наступает утро, и в кабинете Нормана оказывается один из студентов, Фред Дженнингс, с которым они уже давно «на ножах». Парень настолько дерзок, что прямым текстом обвиняет профессора в сексуальных домогательствах к своей подруге, любимой студентке Тэйлора Элизабет Эббот! Более того, и сама девушка рассказывает, что Норман ее изнасиловал – субботним вечером, когда он был дома, и конечно, даже не помышлял о том, чтобы остаться наедине с этой юной психопаткой. Это еще не конец, только начало… «Ночь орла» считается общепризнанной классикой хоррора и одним из лучших фильмов производства компании AIP. К его созданию приложил руку не нуждающийся в представлении Ричард Матесон, числящийся одним из трех сценаристов. Что характерно, авторство самой идеи ни ему, ни двум другим не принадлежит. «Ночь орла» - экранизация романа Фритца Лейбера. И никакого отношения к книге Абрахама Меррита «Гори, ведьма, гори!» эта лента не имеет. “Burn, Witch, Burn” – всего лишь альтернативное ее название, выбранное для раскрутки на американском рынке. Но ладно, названия. Что же сам фильм? А он, критики и фанаты не врут, достоин внимания любого уважающего себя хоррормана. Если, конечно, этот хоррорман не имеет ничего против старого и черно-белого кино, в котором нет ни демонов, ни спецэффектов (вру, спецэффекты тут есть – в виде огромного орла, и нет-нет, да попадают в кадр веревочки, при помощи которого им управляли), ни крови, ни обнаженных красавиц – все же фильм не итальянский, а англо-американский. Готики тоже ждать не стоит, как и сшибающей с ног атмосферы. Зато саспенса в достатке, особенно в финальной трети. Сюжет хорош; кажется, такие истории уже никто давно не пишет и не экранизирует. Те истории, где смысл не оказывается погребен под визуальными нагромождениями. «Ночь орла» - хоррор во многом необычный. И тем, что расхожая фраза «за каждым великим мужчиной стоит его женщина» приобретает новый смысл, и тем, что колдовство здесь преподнесено отнюдь не так, как в большинстве фильмов на эту тему. Да, Маргарет Джонстон (Флора) явно переигрывает. Да, Питер Уингард (Норман) получил главную роль, по сути, случайно. Но их персонажи настолько ярки, что ни гиперболизация, ни «рэндомность» им не мешают. Просто отличная работа – ни добавить, ни убавить.
.
8/10
Tags: aip, классика жанра, колдун, матесон, саспенс, шестидесятые, экранизация
Subscribe

Posts from This Journal “aip” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments